Функциональная грамотность

Общая информация

Функциональная грамотность-это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование Pisa ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность- способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
  4. Финансовая грамотность-знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а так же навыки, мотиацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимают способности:- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; — вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Письмо-Министерства-просвещения-РФ-от-12.09.2019г-№-ТС-2176.04-О-материалах-для-формирования-и-оценки-функциональной-грамотности-обучающихся.docx

Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций

Цифровая школа Оренбуржья

Банк заданий для оценки функциональной грамотности, разработанный ФГБНУ » Институт стратегии развития образования Российской академии образования»