
Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Об условиях, созданных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихсяв образовательном учреждении | |
1. | Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры,обеспечивающей условия для пребывания лицс ограниченными возможностями (далее-ЛОВЗ) | |
— | наличие приспособленной входной группы здания для ЛОВЗ (пандусы и другие устройства и приспособления) | Широкие входные двери |
— | наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) | Расширенные дверные проёмы в школьную столовую и спортивный зал школы. |
— | оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. | Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией,информационным табло (указатель выхода), указателями. На входной группе здания присутствуют тактильные табличкис плосковыпуклым шрифтом и текстом с использованием шрифта Брайля, вкоторых содержится информация о названии учреждения, графике егоработы. |
2. | Сведения об информационном обеспечении доступностипрофессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ | |
— | наличие адаптированного сайта (обязательно указать ссылку на сайт) | http://курмансайскаяоош.рф/ ( версия для слабовидящих) |
— | наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и ЛОВЗ | сведения об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ/ |
3. | Сведения об обучении инвалидов и ЛОВЗ | |
— | наличие программ для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ | нет |
— | с применением дистанционных технологий | нет |
— | наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ | Педагоги школы прошли повышение квалификации в ООО «Инфоурок» по программе «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (72 часа) |
— | электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; | нет |
4. | Техническое обеспечение образования | |
— | использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проектов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. | |
— | специальное автоматизированное рабочее место | нет |
— | обеспечение возможности дистанционного обучения | Имеется |
— | наличие компьютерной техники и специального программного обеспечения, адаптированных для инвалидов | Нет. |
— | наличие адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ производственного обучения | Нет. |
— | комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения) | отсутствует |
— | наличие иного адаптированного для инвалидов и ЛОВЗ оборудования | Нет. |
— | наличие специальных технических средств обучения | Нет. |
— | наличие электронных образовательных ресурсов | нет |
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Цели Программы:
формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи Программы:
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Этапы и сроки реализации программы «Доступная среда»
I этап: 2011 — 2012 годы;
II этап: 2013 — 2015 годы;
III этап: 2016 — 2018 годы;
IV этап: 2019 — 2020 годы;
V этап: 2021 — 2025 годы